Профориентация школьников

Куда пойти учиться?

Важная информация по профориентации.

Открывайте материал и читайте.

Делайте осознанный выбор профессии!

Заметка в районную газету «Шенталинские вести»

Профориентация в школе – важный старт в выборе профессии

(Е. Михайлова, педагог-организатор)

Один из главных выборов, который  делает в своей жизни каждый человек, это кем быть. Профессий на свете существует множество. Как не ошибиться и сделать правильный выбор? С кого возраста нужно говорить детям о выборе профессии?

В программу воспитания нашей  школы включён модуль «Профориентация». В рамках реализации этого модуля определены направления деятельности по профориентации на начальной  и основной ступенях образования и формы и виды деятельности.

О выборе профессии очень точно высказывались, каждый в своё время, великие философы и мыслители. Например, ещё римский философ Луций Анней Сенека, который родился в 4 веке до нашей эры, говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Древний мыслитель и китайский философ  Конфуций, под стать Сенеке, по поводу выбора профессии утверждал: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать». Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики К. Д. Ушинский говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Российский психолог Е. А. Климов утверждает, что выбор профессии — это второе рождение человека. Все эти высказывания и утверждения актуальны и в современном обществе. От того, насколько правильно определён профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье.

Важно среди учебных предметов в школе проводить систематическую работу и про профориентации. Учителя начальных классов нашей школы профориентационную работу с детьми начинают с знакомства с профессиями их родителей. Педагоги учат младших школьников уважать любой труд. От класса к классу формы, методы и приёмы проводимой работы  в нашей школе совершенствуются. Важным подспорьем являются интернетресуры, которые  классные руководители активно используют в своей работе при проведении бесед, классных часов, анкетирования и различных конкурсов.

Каждому человеку природа даёт потенциал, который он реализует в своей профессии. Если выбор сделан правильно, то человек работает с удовольствием. А если выбор сделан неверный, то человек не может  самореализоваться, а, значит, он не может быть счастливым, довольным, здоровым и спокойным.

Психологи утверждают: хроническое недовольство собой, раздражение по поводу нелюбимой работы приводит к различным болезням, травмам и другим неприятностям. Поэтому можно сделать вывод: выбор профессии — это важнейший шаг для каждого, ведь он определяет дальнейшую судьбу человека!

В школе мы выстраиваем цепочку различных мероприятий, направленных на формирование необходимых знаний, умений и навыков учащихся в выборе профессии.

В начальных классах основной формой является игра. Правильно проведённая игра, помогает педагогу сделать важные выводы, продумать  и спланировать дальнейшую работу по профориентации с привлечением к данному направлению и родителей обучающихся.

Например, совсем недавно Квест-игра на тему «Мир профессий» была проведена в 2, 3, 4 классах с целью создания игровой ситуации для расширения знаний о мире профессий. Дети выполняли задания, переходя от станции к станции, набирая баллы. Баллы можно было набрать как в личном зачёте, так и в составе команды.   

Самыми интересными для ребят оказались три станции из шести. Первая  станция «Профессии литературных героев».  Было очень отрадно, что ребята хорошо знают не только произведения и авторов использованных произведений на мероприятии, но и назвали все профессии литературных героев. Пилюлькин из произведения  Н. Носова «Приключение Незнайки» был врачом, Дядя Стёпа из стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер» — милиционером, Мери-Поппинс — воспитатель, гувернантка,  Карлик Нос – повар,  Маленький Мук – курьер,  Фрекен-Бок  — домоправительница, воспитатель,  Знайка  — изобретатель, конструктор, учёный, Винни-Пух -поэт, Айболит –врач.

На следующей станции под названием «Алфавит профессий» задание было сложное.  Команда вытягивала карточку с буквой и называла 3 профессии на эту букву.

На станции под названием  «Что спрятано?»  нужно было из букв собрать профессии. Ребята  с удовольствием рассказывали о профессиях: ветеринар, кочегар, лётчик, пекарь, фотограф, художник, слесарь, клоун, певец, юрист, модельер, экономист, балерина. Играя,  ребята узнали, что все профессии делятся на 5 типов: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Завершая игру, младшие школьники определили, к какому типу профессий относятся профессии их родителей. Время игры пролетело незаметно.

Победителями в игре стали второклассница Амина Шарипова и  ученица 4 класса Юля Бесчастнова, которые набрали по 18 баллов.

В выпускном классе  2 раза в год проводится анкетирование с целью выявления затруднений и нерешённых вопросов в выборе профессии. В  вопросе профорориентационного просвещения важную и целенаправленную работу в нашей школе проводит психолог ГБУ ЦППМСП м. р. Шенталинский  Т. В. Игнатьева. Ребята всегда с нетерпением ждут занятий с психологом, так как занятия всегда проходят интересно, ребята получают полезную информацию.

Восьмиклассникам и девятиклассникам в марте текущего года была предложена анкета, направленная на выявление информации по осознанному выбору профессии. В 8 классе четыре ученика. С выбором профессии на сегодняшний день определился только один ученик. Остальные назвали несколько профессий. Что же привлекает восьмиклассников в выбранных ими профессиях? На первое место учащиеся ставят материальную сторону – заработок. А затем перечисляют такие критерии своего выбора как: возможность контакта с людьми, романтичность, возможность получения новых впечатлений, самостоятельность принятия решений, полезность обществу.

Важно отметить, что родители наших выпускников не оставляют без внимания вопросы будущего своих детей. В отличие от восьмиклассников все девятиклассники уже определились с профессиональным выбором. Каждый из них наметил путь дальнейшего обучения и осваивания выбранной профессии.

Ежегодно учащиеся нашей школы активно включаются в конкурс творческих работ «Безопасный труд в моём представлении». В рисунках, проектах, эссе, видеороликах ребята под руководством своих педагогов  освещают различные профессии и несколько лет подряд представляют нашу школу и наш район на областном конкурсе.

Работу по профориентации в школе можно выстраивать по разному.  Но  важно знать и помнить, что  причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним причинам относятся: мнение окружающих о профессии и её престижности, желание родителей, уровень заработной платы, доступность обучения. К внутренним причинам можно отнести: интерес, физические возможности, наличие склонностей, таланта, способностей, возможность самореализации.

Как показывает современная жизнь – молодёжь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру. В современном обществе увеличилось количество людей, которые не работают по своей специальности после получения диплома. А это приводит к насыщению рынка труда бесполезными специалистами.

Успешным в своей карьере становится тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе, а начинаться она должна в школе и продолжаться на протяжении всей жизни человека.

 

Описание технологий профориентации, сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в том числе с ОВЗ, инвалидностью, детей-сирот, детей мигрантов, одарённых детей 

https://cposo.ru/rs/cppk/profmaterial/sbornik_Konferenciya_25.pdf

                          Уважаемые родители! 

      Важная информация для всех, кто еще определяется с профессией и выбором образовательного учреждения для поступления.

С 2022 года в 42 регионах Российской Федерации дан старт Федеральному проекту «Профессионалитет».

Приглашаем учиться по программам ФП «Профессионалитет» в Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения имени Д.И. Козлова» (г. Самара, Старый переулок, 6, официальный сайт  https://stapm.ru/ , тел приемной комиссии:  8(846)-955-22-11)

Направления подготовки:

15.01.34 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением;

15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением

15.01.32 Оператор станков с программным управлением

Профессионалитет — это образовательная программа в колледжах, которая позволит вашему ребенку стать квалифицированным специалистом на ведущем предприятии вашего региона.

Плюсы поступления на программы «Профессионалитета»:

  • Образовательные программы разработанные совместно с представителями работодателей.
  • Обучение и подготовка специалистов будет осуществляться с участием отраслевых предприятий.
  • Работодатель получает профессионала под запросы производства: прямая профессиональная траектория по трудоустройству, возможность заключения целевых договоров между обучающимися и предприятием-работодателем, следовательно, повышение процента трудоустройства выпускников.
  • Обучение студентов будет осуществляться в современных учебно-производственных комплексах на высокотехнологичном оборудовании, с использованием самых передовых технологий и методов обучения.
  • Обучение будут проводить современные педагоги, которые ежегодно проходят стажировки на крупных предприятиях страны.

Старт приемной кампании в колледжи и техникумы страны начинается 20 июня. А обучение по программам профессионалитета – с 1 сентября 2022 года.

 

 

 

Куда пойти учиться?

Выпускники, мы предлагаем вам информацию об учебных заведениях.

Алгоритм построения образовательной и профессиональной траектории при выборе профессии

Полезная информация для обучающихся и их родителей

Анкеты и тесты для 9 класса

  • Анкета по профессиональному самоопределению

Инструкция:
Ответьте на вопросы предлагаемой анкеты по профессиональному самоопределению.

  1. Выбрали ли вы свою будущую профессию?
  2. Назовите выбранную вами профессию.
  3. Если вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?
  4. Ваши намерения после окончания школы:

а) Буду работать.
б) Попробую поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ.
в) Затрудняюсь ответить.

  1. Назовите источники ваших знаний о профессии.
  2. По какому профилю вы собираетесь продолжить трудовое обучение в старших классах?
  3. Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?
  4. Как вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?

а) Буду работать по этой специальности.
б) Постараюсь приобрести похожую специальность.
в) Буду учиться по родственной специальности.
г) Буду учиться по этой специальности.
д) Выберу другую специальность.
е) Затрудняюсь ответить.

  1. Хотели бы вы изменить профиль трудового обучения?

а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.

  1. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

а) Не вижу в этом необходимости.
б) Хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать.
в) Частично готовлюсь.
г) Да, готовлюсь к будущей профессии.

  1. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете.
  2. Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль трудового обучения?

а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.

  1. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?
  2. Какими из этих качеств вы обладаете?
  3. Что вы могли бы порекомендовать прочесть о выбранной вами профессии?
  4. Нравится ли вам профиль вашего трудового обучения?

а) Очень нравится.
б) Скорее нравится, чем не нравится.
в) Отношусь безразлично.
г) Скорее не нравится.
д) Совершенно не нравится.
е) Не могу сказать.

  1. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?
  • Тест по выявлению мотивов выбора профессии

Отметьте в листе ответов знаком “+” те номера мотивов, которые имеют для Вас значение при выборе профессии.

Перечень мотивов:

  1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии.
  2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
  3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
  4. Влияние родителей, друзей и знакомых.
  5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
  6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.
  7. Желание оказать помощь другим лицам.
  8. Привлекает индивидуальная работа.
  9. Мечта заниматься творческой работой,желание открыть новое и неизведанное.
  10. Уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует Вашим способностям.
  11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
  12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной,интересной, увлекательной.
  13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
  14. Привлекает предпринимательская деятельность.
  15. Необходимость материально помогать семье.
  16. Желание приобрести опыт работы в хозрасчетном объединении.
  17. Интерес к деловым контактам с людьми.
  18. Привлекают условия работы по профессии.
  19. Желание работать в престижном месте.
  20. Стремление к руководящей работе.
  21. Влияние средств массовой информации.
  22. Желание приносить пользу людям.
  23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
  24. Привлекают внешние стороны профессиональной деятельности.
А Б В
Ответ Ответ Ответ
6 3 1
7 4 2
8 12 5
9 14 10
13 18 11
19 21 15
20 23 16
22 24 17

Сумма баллов:
А =

Б =

В =

Подсчитайте сумму знаков “+” в колонках А. Б, В.

Расшифровка:

В столбце А — мотивы престижа профессии, желание реализовать личные устремления занять положение в обществе.

В столбце Б — материальное благополучие, желание заработать большие деньги, не подкрепленное практическими возможностями.

В столбце В — желание творческой работы, приносящей пользу людям, чувство личной ответственности.

  • Анкета по изучению профессиональной направленности
  1. Какая профессия тебя больше всего привлекает, почему?
  2. Чем эта профессия лучше других?
  3. Знаком ли ты с людьми, которые овладели этой профессией, с кем именно?
  4. Какие обязанности у людей этой профессии?
  5. Видел ли ты продукцию труда избранной профессии?
  6. Как ты думаешь, какие трудности встретишь при получении этой профессии?
  7. Что ты предпримешь для того, чтобы освоить эту профессию?
  8. Какую профессию тебе советуют избрать родители?
  • Тест по выявлению интересов учащихся

Инструкция:
Необходимо ответить на все вопросы прилагаемой далее анкеты, не пропуская ни одного. Если Вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится — один плюс; равнодушны, не знаете — нуль; если не нравится — один минус.

Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов): I- физика, II- математика, III — экономика и бизнес, IV — техника и электротехника, V — химия, VI — биология и сельское хозяйство, VII — медицина, VIII — география и геология, IX — история, X — филология, журналистика, XI — искусство, XII — педагогика, XIII — труд в сфере обслуживания, XIV — военное дело, XV — спорт.

Степень активности интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в 1-2-х колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности; если в 3-4-х колонках — у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов; если в 5-6-х колонках — вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности.

Лист ответов

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
  • Анкета по изучению профессиональной направленности

Любите ли вы? Нравится ли вам?

  1. Читать книги типа “Занимательная физика”, “Физики шутят”.
  2. Читать книги типа “Занимательная математика”, “Математические досуги”.
  3. Интересоваться вопросами экономической географии, сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятии, развития отраслей хозяйства.
  4. Читать журналы “Юный техник”, “Техника молодежи”, знакомиться с достижениями в области техники, радиоэлектроники по публикациям в научно-популярных журналах.
  5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.
  6. Читать о жизни растений и животных.
  7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.
  8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.
  9. Читать книги об исторических личностях и событиях.
  10. Читать произведения классиков мировой литературы.
  11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.
  12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого).
  13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.
  14. Читать книги о войнах и сражениях.
  15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.
  16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
  17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
  18. Изучать вопросы промышленности, сельского хозяйства, других отраслей хозяйства, узнавать о достижениях в области планирования и учета на предприятии.
  19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.
  20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
  21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.
  22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.
  23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.
  24. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.
  25. Читать литературно-критические статьи.
  26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.
  27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение.
  28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе приводить в порядок свое помещение.
  29. Знакомиться с военной техникой.
  30. Ходить на матчи и спортивные состязания.
  31. Проводить опыты по физике.
  32. Решать математические задачи.
  33. Точно вести расчеты своих денежных доходов и расходов, знать бюджет семьи.
  34. Читать технические чертежи и схемы. Разбираться в схемах радиоаппаратуры и др.
  35. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
  36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями. животными.
  37. Изучать причины возникновения разных болезней.
  38. Собирать коллекцию минералов.
  39. Изучать историю. возникновения народов и государств.
  40. Изучать иностранные языки.
  41. Декламировать, петь, выступать на сцене.
  42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки.
  43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т.п.
  44. Принимать участие в военизированных походах.
  45. Играть в спортивные игры.
  46. Заниматься в физическом кружке.
  47. Заниматься в математическом кружке.
  48. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
  49. Собирать и ремонтировать разные механизмы, исправлять электроприборы и повреждения в электросети.
  50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии).
  51. Заниматься в биологическом кружке.
  52. Знакомиться с работой медсестры и врача.
  53. Составлять геологические и географические карты.
  54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.
  55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.
  56. Заниматься в драматическом кружке.
  57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения.
  58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т.п.).
  59. Участвовать в военных играх и походах.
  60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.
  61. Участвовать в физических олимпиадах.
  62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.
  63. Посещать “Школу бизнеса”, “Школу прикладной экономики”, кружки “Юный менеджер”, “Юный предприниматель” и др.
  64. Изготовлять модели самолетов, планеров, кораблей, собирать радиоприборы или какие-либо другие конструкции.
  65. Участвовать в химических олимпиадах.
  66. Участвовать в биологических олимпиадах.
  67. Ухаживать за больными.
  68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности.
  69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.
  70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.
  71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.
  72. Заниматься с младшими школьниками.
  73. Постоянно общаться со многими и разными людьми.
  74. Быть организатором (командиром) в играх и походах.
  75. Заниматься в спортивной секции.
  76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике.
  77. Организовывать математические конкурсы.
  78. Принимать участие в конкурсах юных экономистов.
  79. Заниматься в кружке технического творчества.
  80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа “Химия вокруг нас”.
  81. Проводить опытническую работу по биологии.
  82. Заниматься в кружке санитаров.
  83. Участвовать в географических или геологических экспедициях.
  84. Принимать участие в организации походов по родному краю.
  85. Писать сценарии к литературному вечеру
  86. Посещать театры, музеи, выставки.
  87. Заниматься с младшими братьями и сестрами.
  88. Дарить подарки, сделанные своими руками.
  89. Изучать военное дело.
  90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.

По результатам практической работы:

а) назовите область своих интересов;

б) запишите, какие профессии относятся к этой области;

в) выясните, где можно получить образование по вышеназванным профессиям и специальностям в вашей области.

  • Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу

Выберите один из вариантов (А, Б или В) продолжения каждого высказывания и отметьте знаком “+” в листе ответов соответствующую графу. Подсчитайте сумму знаков “+” в каждой из колонок (А, Б или В).

  1. Больше всего мне доставляет удовольствие:

А. Положительная оценка моей работы.
Б. Сознание того, что находишься среди друзей.
В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.

  1. В спорте хотел(а) бы быть:

А. Известным игроком.
Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
В. Выбранным капитаном команды.

  1. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А. Имеют индивидуальный подход к ученикам.
Б. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
В. Знакомят с дополнительным материалом по предмету.

  1. Мне не нравятся педагоги, которые:

А. Не скрывают, что некоторые ученики им не симпатичны.
Б. Вызывают у всех дух соперничества.
В. Считают, что предмет, который они преподают самый лучший и самый интересный.

  1. Я рад(а), когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай.
Б. Всегда верны и надежны.
В. Интеллигентны и у них разносторонние интересы.

  1. Лучшими друзьями считают тех:

А. Которые считаются с моим мнением.
Б. Которые помогут в трудную минуту.
В. Которые знают больше, чем я.

  1. Я хотел(а) бы быть такими, как те:

А. Кто добился профессионального успеха.
Б. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
В. Может помочь в работе.

  1. Я хотел(а) бы быть:

А. Руководителем предприятия.
Б. Рядовым человеком коллектива.
В. Квалифицированным специалистом.

  1. Когда я был(а) ребенком, я любил(а):

А. Когда меня хвалили.
Б. Игры с друзьями.
В. Успехи в учебе.

  1. Больше всего мне нравится, когда я:

А. Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.
Б. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
В. Когда меня критикуют учителя.

  1. Мне хотелось бы, чтобы школа больше внимания уделяла:

А. Развитию индивидуальных способностей.
Б. Воспитанию в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
В. В подготовке учеников к работе по специальности.

  1. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А. Строгая дисциплина.
Б. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
В. Невозможно проявление самостоятельности.

  1. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его для:

А. Для беспечного отдыха.
Б. Для общения с друзьями.
В. Для любимых дел и самообразования.

  1. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда:

А. Мои усилия достаточно вознаграждены.
Б. Работаю с доброжелательными людьми.
В. У меня работа, которая меня удовлетворяет.

  1. Я люблю, когда:

А. Другие меня ценят.
Б. Приятно провожу время с друзьями.
В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

  1. Если бы обо мне писали в школьной газете, мне хотелось бы, чтобы

А. Похвалили меня за мою работу.
Б. Сообщили о том, что меня выбрали на руководящую работу.
В. Отметили дело, которое я выполнил(а).

  1. Лучше всего я учился(лась) бы, если преподаватели:

А. Имели комне индивидуальный подход.
Б. Организовали дискуссии по интересующим вопросам.
В. Сообщали больше информации о профессиональной деятельности взрослых.

  1. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбления личного достоинства.
Б. Потеря друзей.
В. Неуспех при выполнении каждой задачи.

  1. Больше всего я ценю:

А. Личный успех.
Б. Работу в коллективе.
В. Практические результаты.

  1. Считаю, что большинство людей:

А. Стремятся к личному успеху в работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
В. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

  1. Я не переношу:

А. Ссоры и споры.
Б. Людей, ставящих себя выше других.
В. Отметание всего нового.

  1. Я хотел(а) бы:

А. Вызывать восхищение других.
Б. Помогать другим в общем деле.
В. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком.

  1. Я люблю, когда учитель:

А. Требователен.
Б. Доступен для учащихся.
В. Пользуется авторитетом.

  1. В будущей трудовой деятельности я хотел(а) бы:

А. Чтобы были условия для профессионального роста.
Б. Чтобы решения принимались коллективно.
В. Самостоятельно работать над решением проблем.

  1. Я хотел бы прочитать книгу:

А. О жизни известного человека.
Б. Об искусстве общения с людьми.
В. Какое-нибудь практическое руководство типа “Сделай сам”.

  1. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы быть

А. Солистом.
Б. Дирижером.
В. Композитором.

  1. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А. Смотрю детективные фильмы.
Б. В развлечениях с друзьями.
В. Занимаюсь своим увлечением (хобби).

  1. На школьном вечере я бы с большим удовольствием:

А. Выступил(а) бы в конкурсе.
Б. Организовал(а) бы конкурс и руководил(а) им.
В. Выдумал(а) интересный конкурс.

  1. Мне важно знать:

А. Как достичь намеченной цели.
Б. Как привлечь других к достижению своей цели.
В. Как определить цели в жизни.

  1. Человек должен трудиться так, чтобы:

А. Выполнять хорошо, прежде всего, работу.
Б. Другие были бы довольны.
В. Не нужно было переделывать его работу.

Лист ответов

Фамилия,имя _____________________________________________

Школа ____________________Класс __________________________

№№ А Б В №№ А Б В
1 16
2 17
3 18
4 19
5 20
6 21
7 22
8 23
9 24
10 25
11 26
12 27
13 28
14 29
15 30

Подсчитать сумму со знаком “+”; знак “+” = 1 баллу.

Суммы баллов:
А =

Б =

В =

А — направленность на себя (личная);

Б — направленность на коллектив (коллективная);

В — направленность на задачу (деловая).

Список литературы

Прошицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. М.: Просвещение, 1995

Коломенский Я. Л. Человек: психология, М.: Просвещение, 1986

Обухова Л. Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы, М.: Тривола, 1995

Немов Р. С. Психология, кн. 2. Психология образования, М.: Просвещение, 1995

Анкеты и тесты для 8 класса

  • Анкета по выявлению профориентационных интересов
  1. Назови профессии:

а. отца
б. матери
в. других родственников

  1. Довольны ли они своей профессией, чем именно.
  2. Если не довольны, то почему.
  3. А тебе нравятся профессии твоих близких.
  4. Что ты знаешь об их профессиях.
  5. Какие поощрения они имели за свой труд, за что именно.
  6. Хотел бы ты приобрести профессию кого-либо из них.
  7. Как ты считаешь, какие профессии нужны в наше время обществу, стране.
  • Тест по определению развития волевых качеств

Инструкция:
С помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств.
Ответьте на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению.

  1. Делаете ли вы по утрам зарядку?

а. Регулярно.
б. Время от времени.
в. Не делаю.

  1. Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае несогласия с ними?

а. Всегда.
б. Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.
в. Нет.

  1. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?

а. Да, в любой ситуации.
б. Не всегда, в зависимости от ситуации.
в. Не умею.

  1. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?

а. Всегда.
б. Иногда решаюсь на это.
в. Никогда.

  1. Останавливают ли вас неудачные попытки решения задачи, разучивания упражнения и т.п.?

а. Да.
б. Иногда.
в. Практически никогда.

  1. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

а. В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.
б. Сформированы, но недостаточно устойчиво.
в. Не сформированы.

  1. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?

а. Да.
б. Делаю это не регулярно.
в. Практически никогда этого не делаю.

  1. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?

а. Практически всегда.
б. Только иногда.
в. Практически никогда этого не делаю.

  1. Способны ли вы длительно ,в течении нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

а. Да.
б. В редких случаях.
в. Нет.

  1. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию ?

а. Достаточно отчетливо.
б. От случая к случаю.
в. Не проявляю.

  1. Если вы проявляете интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер?

а. Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.
б. Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.
в. Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.

  1. Есть ли у вас программа самовоспитания?

а. Да.
б. Определенной программы нет,но есть некоторые наметки.
в. Никакой программы нет.

  1. Доводите ли вы свои дела до конца?

а. Да.
б. Не все дела довожу до конца.
в. Очень редко довожу начатое до конца.

  1. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете как придется?

а. Чаще всего планирую.
б. Иногда планирую.
в. Практически никогда не планирую.

  1. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?

а. В основном умею.
б. Иногда не сдерживаюсь.
в. Как правило, не сдерживаюсь.

  1. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?

а. Как правило, умею.
б. Не всегда умею.
в. Не умею.

  1. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, владение важными трудовыми навыками)?

а. Да.
б. Пытаюсь, но только от случая к случаю.
в. Не пытаюсь.

  1. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?

а. Делаю.
б. Делаю очень мало.
в. Ничего не делаю.

Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам “а”, “б”, и “в”. За каждый ответ, соответствующий варианту “а” вы получаете 2 балла, “б” — 1 балл, “в” — 0 баллов.

Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выраженность волевых черт характера. Если вы набрали более 30 баллов, уровень развития волевых качеств очень высокий; 20-30 баллов — низкий; 10-20 — волевые качества практически не развиты.

  • Тест “Я предпочту”

Инструкция:
Практически все существующие профессии, и государственном секторе, и в бизнесе, можно разделить на пять больших групп в зависимости от того, на что направлена активность человека, работающего в этой профессии. Выделим пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ.

Большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе “человек-природа” (Ч-П).

Профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее отладкой или ремонтом, составляют группу “человек-техника” (Ч-Т).

Часто говорят о профессиях менеджера, маркетолога, дилера. Все это рыночные профессии из группы “человек-человек” (Ч-Ч). Привычные, традиционные в этой группе профессии педагога, психолога, врача в последнее время становятся довольно популярными и в рыночной экономике.

Большую группу профессий составляют виды труда, в которых человек оперирует знаками. В рыночной экономике группа типа “человек-знак” (Ч-З) объединяет профессии банкира, брокера, программиста или оператора компьютерных систем.

Профессии группы “человек-художественный образ” (Ч-Х), относящиеся к сфере искусства, далеки от рыночных структур. Подлинный художник создает свои произведения не на продажу, а по велению своего таланта.

Давай определим, какая группа профессий тебя действительно интересует. Перед тобой опросник теста “Я предпочту”, состоящий из двадцати утверждений. Каждое из них отражает конкретное занятие. При ответах нужно выбрать один из двух вариантов.

1а. Ухаживать за животными.

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным людям, лечить их.

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций,плакатов,открыток, пластинок.

3б. Следить за состоянием и развитием растений.

4а. Обрабатывать различные материалы.

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты, выставки.

6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы.

6б. Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

7б. Управлять каким-либо подъемным, грузовым транспортным средством.

8а. Сообщать,разъяснять людямнужныеим сведения (справочное бюро, экскурсии).

8б. Оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке пьес,концертов, выставок.

9а. Ремонтировать вещи, изделия, жилище и др.

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять вычисления и расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду и т.д.).

12а. Разбирать ссоры, споры между друзьями.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать и изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, ожогах, ранениях.

15а. Составлять точные сведения, отчеты о наблюдаемых явлениях,событиях, измеряемых объектах.

15б. Художественно описать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещения, поверхность изделия.

17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

18а. Организовать культпоходы сверстников (или младших) в

театры, музеи, экскурсии, туристические походы.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали изделий (машин, одежды),

строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада.

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине, компьютере).

Протокол теста ДДО “Я предпочту”

10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б
Ч-П Ч-Т Ч-Ч Ч-З Ч-Х

Теперь подсчитай по каждому столбцу таблицы количество знаков “+”. Для анализа своих результатов используй таблицу, представленную ниже.

Воз-раст ПОЛ Группа

Профе-ссий

Выраженность интересов, склонностей
Низ-кий Ниже

среднего

Средний Выше

среднего

Высокий
15

17

Л
Е
Т

М Ч-П 0 1 2-4 5-6 7-8
Ч-Т 0-1 2-4 5-6 7 8
Ч-Ч 0 1-2 3-4 5-7 8
Ч-З 0 1-2 3-4 5-6 7-8
Ч-Х 0 1-2 3-4 5-7 8
Ж Ч-П 0 1 2-4 5-7 8
Ч-Т 0 1-2 3-4 5-6 7-8
Ч-Ч 0 1-3 4-6 7 8
Ч-З 0 1 2-3 4-6 7-8
Ч-Х 0-1 2-4 5-6 7 8

Например, если ты юноша (М) и в столбце Ч-Т у тебя получился показатель 6, ты по этой таблице определяешь уровень развития своих интересов в области технических профессий как средний. Ты девушка (Ж) и в столбце Ч-Ч получила показатель 8. Это значит, что уровень твоих интересов в группе профессий “человек-человек” оценивается как высокий.

  • Тест по выявлению организаторских способностей.

Инструкция:
Определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей. Для этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.

  1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?
  2. Хорошо ли вы ориентируетесь в критической ситуации?
  3. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  4. Легко ли вы отступаете от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?
  5. Любите ли вы придумывать или организовывать различные игры, развлечения?
  6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  9. Часто ли в решении важных дел вы проявляете инициативу?
  10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
  11. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?
  12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  13. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
  14. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  15. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (классе)?
  16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
  17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?
  20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих товарищей?

После того, как вы ответите на предложенные вопросы, посчитайте сумму набранных баллов. При этом учтите, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл.

Результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13-14 баллов — о среднем; ниже 13 баллов — о низком уровне развития организаторских способностей. Если у вас оказался низкий уровень, не отчаивайтесь, при желании вы можете развить свои организаторские способности.