Организация работы с обучающимися ОВЗ на уроках физики.

Развитие способностей детей с ограниченными возможностями-одно из условий их успешной социализации в обществе. Развитие компетенций детей-инвалидов — одно из условий их успешной  социализации в обществе.

Именно эту конкретную задачу мы должны решить. Для этого необходимо:

  • Развитие речи.
  • Развитие интеллекта.
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности.
  • Стимулировать умственную деятельность.

Поэтому, планируя уроки, нужно  продумывать формы и методы работы с такими детьми.

В работе с такими детьми я опираюсь на метапредметные методики.Их нужно научить читать абзацы и находить в них главные моменты, и ответить на вопросы абзаца. Чтобы повысить самооценку детей, можно дать опережающие задания. Например: прочитайте абзац, составьте план ответов, нарисуйте картинку и используйте все это в рассказе. Работа с картинками в параграфе – опишите картинку.

Для ответа вызывать  к доске, тем самым они повышают самооценку, когда говорят о подготовленной теме.

  • Работа с индивидуальными карточками. Ученики получают карточки.

Когда ученик получает карточку, одна задача решается полностью с объяснением вместе с учителем, и отдельно нужно решить задачу аналогичного типа. Если ученики успешно справляются с этим видом решения,   это также повышает самооценку ребенка.

  • Чтобы изменить внимание учеников, дать карточки с определениями физических величин, где пропущено ключевое слово. Из предложенных слов выбрать правильное.

Все задания предлагаемые детям с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку. При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ. При проведении лабораторной работы подумываю задание посильного характера, где ребенок  должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет члену своей группы.

Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемно — исследовательского характера.  Например, в 7 классе прижимая кусочки пластика друг к другу, ребенок наблюдает за их сцеплением, а  прижимая, друг к другу кусочки парафина видит  другую картину, и т.д. Такая работа развивает сообразительность и активизирует умственную деятельность. Наблюдая за  работой ученика постоянно поощрять, хвалить его чтобы они не потеряли представление о своих способностях.

Здоровьесберегающие технологии играют важную роль при работе с детьми с ограниченными возможностями. Ученики не могут выполнять одно задание в течение длительного времени, нужны перемены. Можно предложить посмотреть презентацию по теме, провести опыт и сделать выводы. Затем работа в парах. Дать задания, заставляющие учащихся задуматься о вреде силы трения,  влияния  влажности воздуха, ПДД, тормозного пути, и.п.д

Также в своей деятельности  использую информационно-коммуникационные технологии, что позволяет мне применять индивидуальный подход к обучению. Используя ресурсы Интернет учащиеся составляют кроссворды, готовят сообщение по предложенной теме, пишут реферат. Также учащиеся с ОВЗ могут участвовать в различных конкурсах, «Золотое сечение»  ит.д

На каждом  уроке учитель должен проводить   коррекцию развития ребенка, его способностей и поэтому старатся  включать детей с ОВЗ в разнообразную деятельность. Важной  задачей на уроке — формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию: научиться учиться, а не только освоить ребенком конкретные предметные знания.

Автор — Окладова Л.В. 13.03.2024