18 мая 2023 года в лаборатории «Физики» центра «Точка Роста» ГБОУ ООШ им. Героя Советского Союза А.В. Журавлева с. Каменка была проведена лабораторная работа по окружающему миру среди учеников 4 класса по теме «Как распространяется звук».
Урок начался с приветствия учителя Поларшиновой Екатерины Николаевны. «Здравствуйте, ребята! Вы знаете, как распространяется звук? Оказывается звук – это особые невидимые волны. Чтобы представить себе волны, достаточно вспомнить, как бросаешь камешки в воду. Можно увидеть, как от центра по воде расходятся круги, становясь все меньше от центра и совсем исчезают. Так и звук распространяется, двигаясь одновременно во все стороны. Убедиться в этом мы с вами сможем на сегодняшнем занятии. Мы будем изучать, как звук распространяется во все стороны.»
Так же Екатерина Николаевна задала несколько вопросов для размышления:
«Подумайте, с какими утверждениями вы согласны?
- Я думаю, что звук распространяется во все стороны одинаково.
- Я думаю, сто звук распространяется во все стороны по-разному.
Перед началом лабораторной работы учитель напомнила правила техники безопасности при работе за компьютером и измерительными приборами.
Первый этап. Изучили отчетную таблицу в листе наблюдений.
Положение модуля «Звук» | Громкость звука, дБ |
Справа от камертона | |
Слева от камертона | |
Перед камертоном | |
За камертоном |
Второй этап. Настройка модулей. Собрали комплект модулей для измерений, подключили кабель USB. Запустили программу PROLog, настроили продолжительность и частоту измерения на 10 секунд. Затем распределили обязанности : один — Ассистент, второй – Лаборант.
Третий этап. Исследование измерения. Пользуясь линейкой, поместили микрофон измерительного модуля на расстоянии 5 см справа от камертона. Ассистент ударяет молоточком по камертону, а лаборант должен нажать кнопку «Запуск эксперимента». Через 10 сек на экране автоматически появился график измерения громкости звука. С помощью панели инструментов Лаборант работает с измерениями и записывает максимальное значение громкости звука в Лист наблюдений.
Затем ребята меняются ролями и проделывают те же шаги с положениями модуля от камертона слева, спереди, сзади. И записывают все результаты в Лист наблюдений.
Четвертый этап. Анализ результатам. Сравнили значения распространения звука с разных положений. Сделали вывод, что при ударе молоточком по камертону, звук распространяется одновременно во все стороны. В Листе наблюдений нарисовали, как движется звуковая волна, возникающая при ударе молоточком по камертону.
Подведя итоги, учительница поблагодарили ребят за хорошую работу.
«Молодцы! Оцените свою работу!»