Родительское собрание «Профессиональная ориентация старшеклассников»

01.02.2022 годы с родителями было проведено родительское собрание на тему «Профессиональная ориентация старшеклассников». Собрание проведено в дистанционной форме. Цели собрания:

  1. Содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников;

  2. Формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.

  3. Формирование системы знаний о мире труда.

Задачи:

  1. Выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся.

  2. Научить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка.

Целевая группа: Выпускники 9 класса и их родители

Оборудование : компьютер, экран.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ

Вступительное слово классного руководителя 9 класса Толстовой Е. В.

Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Необходимость школы – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как научно-практическую систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Она призвана учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Не менее важно формировать у школьников личностное отношение к будущей профессии. Понимание ее значимости и смысла. Потребность в самовоспитании, волевую установку на труд. Пристального внимания требует изучение личности школьников, которое не может сводиться к разовым, бессистемным обследованиям. Каждый человек талантлив в какой-либо области. Важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. Такой подход к профориентации требует воспитания у молодежи способности и стремления активно трудится на общее дело. Важно в процессе подготовки школьников к выбору профессии вооружить их знаниями, научить включаться в общественно полезный, производительный труд, в социально общественные отношения, что, в свою очередь, требует от школы изыскать такие формы профориентации, которые бы содержали элементы специализации и производственной практики, вооружили школьников современными знаниями о выборе профессии, ее социальных, экономических, нравственных, медицинских аспектах.

Школа берет на себя задачу сформировать у учащихся общую готовность трудиться, для этого необходимы различного рода профориентационные беседы, тренинги, игры и т.д. Но не только психологи, но и учителя всех дисциплин призваны, не нарушая логики программы изучаемой темы, с учетом специфики своего предмета, активно влиять на профессиональное самоопределение учащихся, знакомя их с различными видами и технологией труда, трудовыми процессами, раскрыть экономический потенциал страны.

Вопрос для родителей: Все ли профессии хороши! Разве нет плохих профессий?

Ответ учителя, обобщение сказанному: Вы можете назвать какую-то профессию плохой — и будете правы. Вам не нравится — тут ничего не поделаешь. А другому нравится — и он тоже прав.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень зарплаты и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.

Вопрос для родителей: Кем вы хотели стать, когда учились в третьем классе? А в пятом? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и одежды и книг. И профессий тоже.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, нас манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко. Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в ВУЗ не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.

Родители нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное

У всех ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или иному делу. Однако, выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, в свои силы, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

Одна из главных задач родителей и школы – помочь ребенку сформировать реальное представление о самом себе: о способностях, сильных сторонах характера, о наиболее успешной деятельности.

Среди учеников был проведен опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) (Приложение №1)

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Результаты опросника таковы:(результаты вывести на слайд)

Из ответов учащихся видно, что большинство из них уже определили свой выбор.

Вопрос для родителей: В мире появляется много новых профессий. Давайте проверим себя, знаете ли вы некоторые из них.

Экспресс – тест «Как я ориентируюсь в мире новых профессий?»

Только один ответ наиболее точно описывает профессию. Постарайтесь выбрать именно его.(Слайды)

  1. Логист:

  • а) тот, кто занимается логикой;

  • б) специалист по организации транспортировки продукции;

  • в) организатор конференций и научных саммитов.

  1. Вебмастер:

  • а) тот, кто работает на компьютере;

  • б) разработчик программ;

  • в) разработчик проектов сайтов.

3. Маркетолог:

  • а) тот, кто работает на рынке ценных бумаг;

  • б) специалист по изучению рынка;

  • в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

4Фандрайзер:

  • а) тот, кто ищет деньги и возможности для организаций;

  • б) фанат, которого нанимает «звезда»;

  • в) специалист, изучающий пути развития предприятия.

Правильные ответы:

Логист- специалист по организации транспортировки продукции. Профессия пользуется большим спросом, для её получения необходимо базовое экономическое образование и курсы специализации.

Вебмастер- разработчик проектов сайтов. Спрос на профессию со временем упадёт, так как пик приходится на настоящий момент, но вебмастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

Маркетолог— специалист по изучению рынка. Профессия требует экономического образования, специализации с 3-4 курса ВУЗа. Спрос на профессию постоянно высокий, но приоритет отдается тем, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательное образование- экономическое, инженерно- техническое. В качестве маркетолога во многих торговых компаниях работают социологи.

Фандрайзер- тот, кто ищет деньги и возможности для организаций. Курсы по фандрайзенгу проходят при крупных научных центрах. Спрос на профессию постоянно высок, требует целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Это дополнительное образование, которое нужно многим специалистам и организациям.

А вот пред вами результаты ответов детей: (результаты на слайде)

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя несостоявшейся личностью.

Дети и родители, несмотря на кровное родство, различны. Их жизненные и профессиональные пути расходятся. Иногда родители настаивают на выборе той профессии, которой в силу обстоятельств им не удалось овладеть самим, то есть через ребенка родители пытаются реализовать свою мечту.

Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им советом, без упреков и натиска.

Прививка от неудачи.

Очень часто родительские советы подаются под «соусом» «полезно для семейной жизни». Будь врачом – нас и себя сможешь лечить! Становись поваром, хоть готовить научишься! Плохо ли – воспитатель! Своих детей вырастишь как надо. Ущербность такого выбора очевидна.

Еще одно родительское заблуждение: высшее образование автоматически разрешает проблемы поиска нужной высокооплачиваемой работы. Здесь профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, а выбор профессии – выбором учебного заведения. О том, что высшее образование еще не гарантирует трудоустройства, можно и не говорить.

Важно, чтобы и ребенок и родители понимали, высшее образование можно получить и ступенчатым путем: ПТУ – техникум – вуз; работа плюс заочное обучение. Гибкий подход дает школьнику возможность выбрать себе оптимальный вариант получения образования и сохранить свой психологический комфорт.

Подведение итогов:

Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается :

  • на знаниях о мире профессий;

  • знаниях о выбираемой конкретной профессии;

  • изучении своих интересов;

  • изучении своих способностей;

  • знании своих сильных и слабых качеств;

  • состоянии своего здоровья;

  • учёте материальных условий семьи;

  • учёте ситуации на рынке труда.

Все профессии хороши только для общества в целом, а для каждого человека в отдельности какие-то работы могут оказаться и плохими.

Чтобы найти любимую профессию, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие профессии вообще есть на свете.

Каждому человеку может понравиться не одна-единственная, а пять, десять, сто разных профессий, если он близко познакомится с ними.

Необходимо учесть ошибки при выборе профессии

  • увлечение внешней или частной стороной профессии;

  • незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

  • неумение разбираться в своих способностях

Каждый человек находит свое счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, устремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам. В любой профессии мы должны стараться проявлять творческий подход к своему делу.

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают — в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.

Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому выпускнику определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха!

Памятка для родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!