Давным-давно известно, что без зеленого растения не может быть жизни на Земле. Только оно способно из неорганических веществ – солей, углекислого газа и воды – создать необходимые для жизни человека и животных белки, жиры и углеводы.
О роли зеленого растения на Земле К. А. Тимирязев говорил так: «Едва ли какой процесс, совершающийся на поверхности земли заслуживает в такой степени всеобщего внимания, как тот далеко ещё не разгаданный процесс, который происходит в зеленом листе, когда на него падает луч солнца…- это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете, а, следовательно, и благосостояние всего человечества».
19. 09. 2023 г. в лаборатории биологии и химии центра «Точка роста», на внеурочных занятиях, с обучающимися 6 класса ГБОУ ООШ с. Каменка были проведены эксперименты «Фотосинтез – воздушное питание растений». Перед началом эксперимента Ольга Алексеевна Власова рассказала историю открытия фотосинтеза. «К самому неожиданному, но правильному предположению о воздушном питании растений ученые пришли лишь к началу девятнадцатого века. Важную роль в понимании этого процесса сыграло открытие, совершенное английским химиком Джозефом Пристли в 1771 году. Он поставил опыт, в результате которого сделал вывод: растения очищают воздух и делают его пригодным для дыхания. Опыты Пристли впервые позволили объяснить, почему воздух на Земле остается “чистым” и может поддерживать жизнь, несмотря на горение бесчисленных огней и дыхание множества живых организмов. Он говорил: “Благодаря этим открытиям мы уверены, что растения произрастают не напрасно, а очищают и облагораживают нашу атмосферу”. Позднее выяснилось: для того, чтобы растение очищало воздух, необходим свет».
Ежегодно в результате фотосинтеза на Земле образуется около 150 миллионов тонн органического вещества, усваивается растениями из воздуха 300 миллиардов тонн вредной для нас углекислоты, выделяется около 200 миллиардов тонн свободного кислорода. Далее был проведен инструктаж по технике безопасности. Обучающиеся ознакомились с ходом исследовательской деятельности «Образование крахмала в листьях на свету» и приступили к работе. Для опыта обучающиеся использовали зеленые листья растений, лист осветвленный, спирт, воду, раствор йода. В ходе эксперимента ученики сделали следующие выводы: крахмал образуется только на свету и в той части листа, где есть пигмент хлорофилл, в зелёных пластидах- хлоропластах. Ольга Алексеевна завершила занятие следующими словами: «В процессе фотосинтеза образуется побочный продукт – кислород, необходимый организму для дыхания, но это уже вы будете исследовать на следующих внеурочных занятиях».