8 ноября 2022 года пятиклассники продолжили исследование. Работа, которую они выбрали со своим руководителем Власовой О. А. очень интересная.
Ребята в этом убедились на практике, проводя химический анализ воды из реки Каменка в условиях школы.
Место проведения: лаборатория «Химия и биология» центра «Точка роста»
Вода самый распространенный в биосфере нашей планеты минерал, является средой, в которой зародилась жизнь. Как самое загадочное по своим физико-химическим свойствам вещество, было, остается и будет объектом пристального внимания исследователей.
Целью нашей исследовательской работы является изучение химического состава воды из реки.
Исходя из этой цели поставили перед собой следующие задачи:
1. Определить содержание катионов и анионов (нитраты, хлориды, сульфаты, железа и растворенного кислорода) в исследуемой воде.
2. Расширить и углубить знания о качестве воды.
Методы исследования:
— забор пробы из речки Каменка;
— практические и лабораторные работы по определению химических показателей воды.
Формирование химического состава природных вод определяют в основном две группы факторов:
- Прямые факторы, непосредственно воздействующие на воду (т. е. действие веществ, которые могут обогащать воду растворёнными соединениями или, наоборот, выделять их из воды); состав горных пород, живые организмы, хозяйственная деятельность человека;
- Косвенные факторы, определяющие условия, в которых протекает взаимодействие веществ с водой: климат, рельеф, гидрологический режим, растительность, гидрогеологические и гидродинамические условия.
Самой чистой природной водой считают дождевую, снеговую воду; но и она, падая на поверхность земли, увлекает с собой взвешенные в воздухе минеральные, органические и организованные примеси (микроорганизмы). Проходя через слои земли, загрязнённые различными отбросами, вода получает продукты распада этих органических веществ.
Определение ионов
Большинство известных элементов, входящих в состав вод в сравнительно больших количествах, существуют в виде ионов. Для доказательства наличия этих ионов в воде использовалась методика качественного химического микроанализа. Качественный анализ пробы воды проводился на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), кальция, свинца, меди; анионов брома, йода, хлора, сульфата.
ХЛОРИДЫ
Хлориды являются составной частью большинства природных вод. Обнаружение большого количества хлоридов является показателем загрязнения природных вод бытовыми и промышленными сточными водами.
Для определения хлоридов используется 10% раствор нитрата серебра. Необходимо взять 5 мл исследуемой воды и добавить 3 капли 10% раствора нитрата серебра. При наличии ионов хлора возникает опалесценция или выпадает белый осадок. Приближенную количественную оценку дают в соответствии с таблицей:
Характер осадка или мути | Концентрация хлоридов |
Опалесценция или слабая муть | 1 – 10 |
Сильная муть | 10 -50 |
Хлопья, которые осаждаются не сразу | 50 -100 |
Белый объемистый осадок | >100 |
Характер осадка или мути | Концентрация хлоридов |
Отсутствие мути | < 5 |
Слабая муть, появляющаяся через несколько минут | 5 — 10 |
Слабая муть, появляющаяся сразу же после добавления хлорида бария | 10 -100 |
Сильная муть, быстрооседающая | >100 |
СУЛЬФАТЫ
Естественное содержание сульфатов в природных водах обусловлено выщелачиванием горных пород, биохимическими процессами и т.п. Повышенная концентрация сульфатов может быть связана со сбросом сточных вод, содержащих органические и неорганические соединения серы.
Для определения сульфатов необходимо приготовить разбавленную соляную кислоту 1: 5, 5% раствор хлорида бария. В пробирку наливают 10 мл исследуемой воды, добавляют 0,5 мл соляной кислоты, 2 мл 5% раствора хлорида бария и перемешивают. Приближенное содержание сульфатов определяют по характеру выпавшего в пробе воды осадка.
Определение воды на наличие ионов железа. Ионы железа не обнаружены.
Определение ионов кальция и магния, наличие которых говорит о жесткости воды.
Выводы:
- В ходе исследования было установлено, что вода из речки Каменка
!!!непригодна для питья!!!;
- несмотря на то, что вода практически прозрачная, но имеет тинный запах со
слабой интенсивностью.
Заключение:
«Мы, пятиклассники, остались довольными результатами своих исследований, потому что речка наша оказалась не такой уж загрязненной. Радует и то, что в реке нет-нет да появляются рыбки, особенно весной и в начале лета. Ежегодно весной дружным кваканьем радуют нас лягушки. Уже несколько лет подряд к нам прилетают дикие утки и выводят здесь птенцов. Также на речке много бобров, которые в нескольких местах построили плотины. Заниматься исследовательской деятельностью очень интересно!»