13 сентября в нашей школе прошёл ежегодный областной конкурс чтецов, посвящённый творчеству народного поэта Чувашской республики Стихвана Шавлы. На конкурс подали заявки 24 ученика. Активное участие в мероприятии приняли такие школы, как ГБОУ ООШ с. Каменка, структурное подразделение детский сад «Берёзка» ГБОУ ООШ с. Каменка, ГБОУ ООШ с. Салейкино, Староафонькинский филиал ГБОУ ООШ с. Салейкино, ГБОУ ООШ с. Аксаково, ГБОУ ООШ д. Баландаево, ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Четырла, ГБОУ ООШ с. Новое Эштебенькино м. р. Челно-Вершинский, а так же структурное подразделение детская школа исксств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» жд. ст. Шентала.
Конкурсантов поздравили директор ГБОУ ООШ с. Каменка Плотницкая Т. Н., которая в своём выступлении сделала акцент на то, что родной язык должен знать каждый человек. Приветствуя участников конкурса, Зиновьева Ольга Николаевна,председатель чувашского культурного общества «Пехиль» муниципального района Шенталинский, похвалила ребят и их педагогов за то, что с каждым годом участников конкурса всё больше, а это значит, что есть продолжатели традиций, обычаев, национальной чувашской культуры. Она пожелала всем конкурсантам удачи.
В программу мероприятия были включены выступления детского фольклорного коллектива структурного подразделения детского сада «Берёзка» «Звёздочка» и юных артистов ДШИ.
Конкурс проходил в трёх возрастных категориях: с 1 по 4 классы, с 5 по 8 и с 9 по 11 классы.
Все учащиеся получили дипломы за участие, а после подведения итогов были награждены победители.
«Жизнь и творчество С. А. Шавлы»
Детство поэта.
Прежде чем стать поэтом. Стихвану пришлось пройти через многие испытания. Родился он 15 сентябри 1910 г. в с. Каменка Шенталинского района Самарской губернии (ныне Самарская область). Детство будущего поэта было мучительно горьким. «До лета 1921 г. моя жизнь протекала в родном селе. В девять лет поступил в сельскую шкоду, затем стал заниматься крестьянским трудом, — писал С. Шавлы в своей автобиографии.
В 1914 г. отца мобилизовали на империалистическую войну. Воевал он три года. Вернувшись, добровольно вступил в ряды Красной Армии. В первые годы после революции обучал новобранцев, участвовал в подавлении чехословацкого мятежа, в 1921 г. был зачислен на курсы красных командиров в Тифлисе, однако окончить ему не удалось. В 1921 г. в Поволжье разразился страшный голод. Мать срочно вызвала отца, и семья стремя малолетними сыновьями выехала на Украину. Вскоре здесь от тифа умерла мать. Без вести исчез брат Вениамин. До середины 1923 г. Стихван с братом Порфирием жили в детском доме, обучались грамоте, получали навыки труда.
Испив, казалось бы, горькую чашу жизни до дна, братья возвращаются в родную Каменку. Отец вновь вступает в брак. Стихвана и Порфирия ждет новая беда в образе злой, нелюдимой мачехи. Не выдержав ее грубости, братья уходят жить к деду. К счастью, братья отца Иван и Василий не остались безучастными в определении судьбы несовершеннолетних детей, помогли им получит необходимое образование. После окончания начальной школы и обучения в школе крестьянской молодежи Стихван продолжил свое образование на рабфаке в Самаре, затем в Куйбышевском педагогическом институте, а диплом филолога получил уже в Казанском государственном педагогическом институте.
Творческий путь.
Первое поэтическое произведение С. Шавлы – небольшое стихотворение «Товарищу» — было опубликовано в 1931 году в Самарском альманахе «Лед тронулся». Затем его стихи часто стали появляться в краевой газете «Колхозник», в редакции которой в одно время работал будущий поэт. Здесь он познакомилси и близко подружился с именитыми впоследствии чувашскими литераторами Д. Исаевым. В. Ивановым-Пайменом, И. Тукташом, В. Бараевым. Часто они выезжали в деревни, проводили лекции и творческие вечера по вопросам литературы, собирали фольклор. Тогда активно развивались малые художественные формы, время было удивительно интересное. Вспоминая те дни, поэт писал:
И жаркие читательские споры
Качали институтский особняк.
Есенин! Маяковский! Нет, Есенин! –
Сшибали мы кумиров имена…
Снег вновь смывал
Веселый дождь весенний.
О встречном плане пела вся страна…
(Перевод В. Широкова)
В эти годы С. Шавлы создает поэмы «Юность Хаехвана» и «Бессмертие», которые затем вошли в поэтический сборник «Первый гром». Еще в предвоенные годы его особо интересовали темы прошлого нашей родины, патриотические события из истории русского и чувашского народов. Им была написана первая книга лиро-эпической трилогии «Молния блещет», в которой большое место занимали мотивы философского осмысления народно-патриотических традиций.
В годы Викой Отечественной войны С. Шавты создал поэмы о подвиге связистки Зои Семеновой и «Киевский пионер» о подвиге детей на войне. В поэме «Мадур Яryр» автору удалось убедительно показать единство фронта и тыла. Как подчеркивал литературный критик Н. Дедушкин, «многие стихи Стихвана Шавлы периода Отечественной войны звучат как пламенный призыв отдавать все силы фронту, делу победы над захватчиками. Поэт запоминающе показывает высокий патриотизм и сознательность советских людей.
Другой известный критик М. Сироткин, оценивая ПОЭМУ С.Шавлы «Родной уголок», пишет, что это произведение — «характерный пример не только все большего приближения поэзии к конкретному отражению наиболее существенных явлений, но и продолжение творческих поисков новых метро-ритмических и изобразительных средств. Идейно-художественная насыщенность повествования о новых явлениях в жизни родного края сочетается в в поэме с широким применением ритмических интонаций, близких к разговорной и полемической речи. Картины обновления пейзажа родины. Духовный рост людей, личные впечатления даются в плане единства судьбы поэта и народа… Автор вступает в живые споры и беседы с людьми, вторгается в их интересы и дела, выражает свое суждение о них, считая это своим гражданским долгом. Отсюда емкость поэтических образов, публицистичность содержания и многообразие интонаций».
Поэт обладал многогранным талантом. Он также успешно работал в области прозы, сатиры и литературного перевода. В жанре публицисики известна его книга «Взял я гусли звончатые», рассказывающая о буднях тружеников полей и ферм. Немало статей С. Шавлы наткал о творчестве В. Бараева, М. Хури, В. Анисси, а также о произведениях молодых авторов.
В творчестве С. Шавлы особое место занимают сатира и юмор. Он обличал бюрократизм, хвастовство, подхалимство и т.д. в сборниках «Указывая пальцем», «Колючки», «Добрый свет». Поэт умело описывал действия персонажей тонкой иронией. По замечанию литературоведа Г. Хлебникова, «Шавлы умеет говорить грубовато, просто, демократично, языком самих масс и эффективнее обличает антиобщественные явления. Рисуя отвратительную фигуру распоясавшегося хулигана, автор колкой насмешкой задевает и равнодушие публики.
С. Шаваы перевел на чувашский язык произведения русских писателей — «Конек-горбунок» Н. Ершова, «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова, «Девушка и смерть», «Песня о Соколе»., «Песня о Буревестнике» М. Горького, многие баси И. Крылова, стихи А. Пушкина, М. Лермонтова. И. Никитина. Н. Некрасова, В. Маяковского н др. Произведения самого поэта переведены на более чем 25 языков народов России, ближнего н дальнего зарубежья.
Чувашскими композиторами Ф. Лукиным, Г. Лебедевым, А. Орловым-Шузьмом, А. Асламасом, Т. Фандеевым и другими на стихи поэта создано немало песен, ставших популярными в народе.
Теплые отношения поэт питал к своим землякам. В серии очерков «У истоков Черемшана» он взволнованно рассказывает о хорошо знающих народные песни, сказки, пословицы и поговорки. С детства знакомые горы и долины, леса и поля, река Черемшан привлекали сыновнее внимание поэта. «В годы моего студенчества, — писал он, — разъезд Денискино был для меня самым дорогим уголком. В тихом лесном краю только с приходом поезда, бывало, услышишь шум и гам. Ушел поезд — и разъезд снова в плену зеленой тишины. Теперь для меня таким же дорогим местом является станция Шентала, которая бурно растет и все больше приобретает городские очертания. Многоэтажные дома высятся тут и там. Новая райбольница сама кажется небольшим городком». Любил поэт и свое родное село Каменку. «Недавно построили новый клуб. Это настоящий театр! Артисты из Чувашии, 6ывая здесь на гастролях, добрым словом отзываются об УСЛОВИЯХ, заданных здесь. Молодцы земляки», — писал он.
Иногда можно услышать: «Стихи Шавлы несколько прозаичны». Вряд ли можно согласиться с таким утверждением. Если даже поэт иногда свои произведения не доводил до общепризнанных «поэтических стандартов», тем не менее, они имеют мощное звучание. А многие его рассказы читаются как настоящая поэзия. Вот что говорил о своем творчестве поэт: «Трудно шел я по литературной стезе, некотoрые мои произведения шумно встречались и шумно провожались моими друзьями -литераторами, но мои книги всегда доходили до читателя. Я не сетую на свою литературную судьбу. Благодарен своему народу за признание, низко склоняю голову перед его могучим языком, звонкими песнями».
«Я спешу». Так озаглавил С. Шавлы одно из своих стихотворений. И там побывать, и туда поспеть, не отставать от жизни, от трудовых успехов своих товарищей -таково было кредо поэта. Это мы видим и во многих его стихах и поэмах, где автор с большим художественным мастерством утверждает, что только беззаветный, упорный труд может принести счастье и почет, что народной славы достойны лишь закаленные в благородном труде люди. Добавим к этому, что С. Шавлы были присвоены почетные звания «Заслуженный работник культуры ЧАССР» (1970) и «Народный поэт Чувашии» (1974).
Поэт скончался 15 февраля 1976 г.